«В детском коллективе каждый должен научиться командовать и подчиняться». А.С. Макаренко
Острый социальный кризис в нашей стране отразился на нравственном здоровье семьи. Наиболее грозным стало увеличение размеров «социального сиротства» вследствие падения нравственных устоев в семье, изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи.
Практически все дети, попавшие в детские центры, интернаты, педагогически запущены. К тому же у детей из таких семей много проблем: иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, трудности в общении как со сверстниками, так и с взрослыми, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения (до попадания в детский Центр), неспособность к сознательному выбору и др.
Задача любого учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей – социальное определение – выбор детьми своей роли и позиции в обществе. Самая серьёзная проблема в сиротском учреждении – полное отсутствие приспособленности выпускников к самостоятельной жизни. Один из способов выхода из такой ситуации – организация в Центре ученического самоуправления, где ребёнок сможет ещё до выхода из стен учреждения попробовать свои силы в самостоятельной жизни.
Высшим органом самоуправления в детском коллективе ГБУ КО ЦССВ имени Попова В.Т. является Совет воспитанников, избираемый, собранием воспитанников всех семей.
Совет воспитанников является представительским органом детского самоуправления воспитанников центра и преследует воспитательную цель педагогического процесса по развитию творческих способностей детей, их самореализации и формированию осознанной гражданско-нравственной позиции.
На начало учебного года каждая семья выдвигает кандидатов в Совет воспитанников. На первом заседании открытым голосованием избираются Председатель совета и главы комитетов самоуправления. Срок полномочий членов Совета – 1 год.
Заседание Совета проводится не менее одного раза в месяц.
В состав Совета входят: председатель, заместитель председателя, секретарь, глава комитета культуры и печати, глава комитета образования, глава комитета спорта, глава комитета труда, а также консультанты из числа выпускников или педагогов.
Комитет культуры и печати организует развлечения конкурсы в Центре, оформляет поздравления, ежемесячную газету, контролирует выпуск стенгазет от классов и семей, оказывает помощь в оформлении атрибутов к праздникам, организует участие воспитанников в конкурсах рисунков и поделок.
Комитет образования содействует организации помощи отстающим в освоении программы школьного обучения, помогает педагогам поддерживать дисциплину во время перемен в школе, подводит итоги успеваемости за неделю, четверть на общешкольных линейках.
Комитет спорта организует спортивные мероприятия и соревнования.
Комитет труда организует субботники, генеральные уборки на территории, осуществляет контроль за посещением воспитанниками занятий в столярной мастерской, занимается починкой мебели как в школе, так и в коттеджах.
Члены детского самоуправления совместно с кураторами, консультантами планируют работу на учебный год и принимают участие в выполнении планов.
Воспитанники увлечены участием в совете Центра, каждый год достойно выдерживают конкуренцию и борются за место председателя самоуправления. Ведь для детей лишённых родительской заботы важно почувствовать себя нужным в коллективе.